Европейский календарь экономических событий сегодня не очень насыщенный, зато США представят еженедельный отчет о продажах в сетевых магазинах и ежемесячный отчет о продажах на рынке вторичного жилья. Также рекомендуем следить за динамикой ставки доходности по 10-летним государственным облигациям Германии, так как, несмотря на ослабление экономики Еврозоны, Берлин продолжает поддерживать курс на жесткую экономию.
Туман неопределенности окутал американский розничный сектор после неутешительного отчета о розничных продажах за сентябрь. Фото: Thinkstock
США: продажи в сетевых магазинах по данным ICSC-Goldman Sachs (11:45 GMT). Американская экономика продолжает показывать высокие результаты, но в прошлом месяце расходы в розничном секторе неожиданно уменьшились. Согласно правительственным данным за сентябрь, потребление сократилось на 0,3%, при этом экономисты, опрошенные агентством Bloomberg, ожидали, что спад будет менее существенным — на 0,1%. Означает ли это, что экономика США на самом деле не такая устойчивая, как свидетельствуют другие экономические индикаторы? Отчет о продажах в сетевых магазинах может дать ответ на этот вопрос.
В годовом выражении продажи в сетевых магазинах демонстрировали умеренный рост и в последнее время прибавляли почти 4%. Однако, начиная с конца июня, наметилась нисходящая тенденция. Возможно, ничего серьезного это не означает, но в свете неутешительных результатов за сентябрь неопределенность вокруг будущего розничного сектора возросла. Сегодняшний отчет даст актуальную оценку покупательского интереса.
Принимая во внимание в целом устойчивое положение макроэкономики, есть основание ожидать, что умеренный рост в розничной отрасли продолжится. Вчера я писал о том, что, судя по широкому спектру индикаторов за сентябрь, у американской экономики хорошие перспективы. Поэтому неудивительно, что уровень потребительских настроений «в сентябре существенно повысился благодаря улучшению условий внутренней экономики и надеждам на рост личных доходов», о чем говорилось в обновленном отчете, подготовленном Thomson Reuters и Мичиганским университетом.
Если в сегодняшнем отчете ICSC годовой показатель роста продаж останется в области 4%, то шансы на сохранение высокого уровня потребительских настроений в октябре повысятся. В этом случае станет легче утверждать о том, что спад потребительских расходов в сентябре был временным отклонением.
США: продажи на рынке вторичного жилья (14:00 GMT). В сентябре в сегменте нового жилищного строительства произошло восстановление главным образом благодаря увеличению объемов строительства многоквартирных домов. Как показали публикованные на прошлой неделе данные, жилищный сектор продолжает развиваться. Однако процесс этот очень неустойчивый, о чем свидетельствуют колебания продаж в последнее время. Самая крупная доля рыночного оборота представлена в отчете о продажах на вторичном рынке, поэтому сегодняшний отчет за сентябрь подвергнется тщательному анализу на предмет признаков сохраняющегося интереса к покупке жилья.
Отчет за прошлый месяц свидетельствует о том, что потенциал сектора немного ослаб. В августе продажи на рынке вторичного жилья сократились впервые с марта этого года и достигли уровня 5,05 миллиона единиц с учетом сезонных факторов. Пока что такой спад расценивается как аномалия. К тому же, он был несущественным.
Рынок труда — ключевой фактор роста продаж жилья — в прошлом месяце продолжил демонстрировать устойчивый рост. «Я считаю, что жилищный сектор продолжит восстанавливаться, так как занятость растет, и поведение потребителей на рынке жилья становится все более уверенным», — заявил главный экономист Национальной ассоциации жилищно-строительных компаний (National Association of Home Builders) по итогам опубликованных на прошлой неделе данных о новом строительстве.
Кроме того, расходы по кредитам также не выглядят пугающе. Средняя по стране ставка по 30-летней ипотеке в прошлом месяце держалась в нижней части четырехпроцентных значений, вблизи минимальных уровней, которых мы не наблюдали с прошлого года. Это еще одна причина, почему экономисты рассчитывают сегодня на очередное улучшение результата продаж.
Средний прогноз предусматривает увеличение продаж на рынке вторичного жилья в сентябре до 5,10 миллиона против 5,05 миллиона в августе. Прирост едва ли можно назвать существенным, но этого достаточно для укрепления игроков во мнении о том, что жилищный сектор продолжает развиваться.
Германия: доходность по 10-летним облигациям. Берлин упорно настаивает на запрете дополнительных мер по стимулированию европейской экономики с помощью бюджетных инструментов. Франция считает иначе, и вчера министр экономики этой страны открыто заявил об этом, обратившись к Германии с просьбой инвестировать 50 миллиардов евро в программу расходов. «Германия должна инвестировать. Это в наших общих интересах», — сказал Эммануэль Макрон (Emmanuel Macron). Как отреагировала крупнейшая экономика Европы? Единственно верные методы — сокращение расходов и бюджетная дисциплина.
Остается только догадываться о том, согласится ли в итоге Германия финансировать новую программу поддержки европейской и собственной ослабшей экономики. Сигналы, поступающие в последнее время от политических лидеров, вплоть до канцлера Германии Ангелы Меркель, не обнадеживают. Это одна из причин, почему игроки продолжают вкладывать деньги в самый безопасный актив Еврозоны — государственную облигацию Германии. Действительно, ставка доходности по 10-летней облигации продолжает падать на фоне растущего спроса на эту ценную бумагу. Но по мере снижения ставки уменьшается и риск того, что политические и экономические дела в Еврозоне постепенно разваливаются.
По крайней мере, самая последняя стычка двух крупнейших стран Европы напоминает нам о том, что большинство проблем единого валютного союза связаны с политикой. Это своего рода эквивалент пира во время чумы. Но если план бюджетной экономии действительно провалился, то значит, Германия предпочитает это игнорировать. Даже перспектива новой рецессии в Европе (которая может затянуть и Германию) не способна убедить Берлин изменить свою стратегию.
С другой стороны, если цель заключается в том, чтобы довести процентные ставки до беспрецедентно низких уровней, то тогда стратегия работает замечательно. Но для чего? Если ты можешь брать кредиты под рекордно низкие проценты, то почему бы не разделить с кем-то этот практически бесплатный обед и не инвестировать в инфраструктуру и тем самым оказать поддержку слабеющей экономике? Вопрос действительно разумный, если только вы не «подсажены» на политику твердой валюты, доминирующую в стратегическом курсе Германии.